Педагогическое эссе
Педагогическое эссе


учителя физики МБОУ «Рыбновская средняя школа №2»

Котовской Екатерины Александровны


Тема: «Современное образование: надо ли оглядываться на прошлое?»


Образование – это не подготовка к жизни, это и есть жизнь.
(Д. Девей)


Да, мир меняется. И это один из его естественно-физических законов существования, ведь он никогда не стоял на месте, поглощая опыт прошлого и трансформируя в инновации будущего. Именно полярное соотношение традиционного и прогрессивного стало плацдармом для движения вперед, ведь изменения – основа развития, а открытия – ключ к ним. Вместе взятые они формируют обучающую базу современной школы: структура планов, программ и учебников всех дисциплин, рекомендованных Законом об образовании РФ, в обязательном порядке отображает опыт минувших открытий, без которых немыслима наша действительность и будущность.

Подобных корреляций полярных понятий множество, включая фундаментальные «традиции и инновации», «теория и практика», «старое и новое», которые превратились в главные полюса образовательного прогресса. Например, я считаю, что таблица умножения всегда была и будет ключом к уже открытым и к только намеченным для открытия явлениям. Она – скрижаль времени, независимо от школьных реформ и их приоритетов. Аналогичное я могу сказать о теориях преломления света, распространения звуковых волн, существования магнитных полей, движения и взаимодействия физических тел, а также о многих других понятиях.

С моей точки зрения именно такой подход к современному обучению подчеркнут в первых трех пунктах 20-й статьи Закона об образовании РФ. В них говорится, что:
• «Инновационная деятельность ориентирована на совершенствование научно-педагогического, учебно-методического, организационного, правового, финансово-экономического, кадрового, материально-технического обеспечения системы образования и осуществляется в форме реализации инновационных проектов и программ…» (пункт 3);
• «Экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования осуществляется в целях обеспечения модернизации и развития системы образования с учетом основных направлений социально-экономического развития Российской Федерации, реализации приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации в сфере образования» (пункт 1);
• «Экспериментальная деятельность направлена на разработку, апробацию и внедрение новых образовательных технологий, образовательных ресурсов и осуществляется в форме экспериментов, порядок и условия проведения которых определяются Правительством Российской Федерации» (пункт 2).


И это правильно! Ведь ничто не возникает на пустом месте: у всего есть собственная почва, что отчетливо понимает общество и отражают современные учебные тенденции. Поэтому я делаю вывод: традиции и инновации связаны – причем, неотделимо. И первые, и вторые возделаны усилиями лучших ученых умов – как научной, так и образовательной среды. Примеров тому множество:
• Сергей Иванович Вавилов – основатель школы физической оптики;
• Виталий Лазаревич Гинзбург – открыватель в сфере нелинейной оптики и микрооптики, поляризации люминесценции;
• Лев Давидович Ландау – родоначальник российской школы физики, исследователь в области квантовой теории, в сфере сверхнизких температур и сверхтекучести;
• Игорь Васильевич Курчатов – немало сделавший в теории магнитного поля;
• Петр Леонидович Капица – благодаря его деятельности современная жизнь обогатилась немалым числом ключевых открытий века, и многие другие.

В свое время некоторые из них активно поддерживали одаренную молодежь, работали с ней в профильных кружках и секциях, адаптируя сложные физические понятия под плодотворную среду, готовую впитывать знания прошлого, чтобы реализовать их в будущем. Я думаю, это тоже своеобразный тандем старого и нового. То есть современные позитивные явления вырастают только на благодатной почве, уже имеющей задатки для возникновения очередной талантливой плеяды. Сюда можно отнести еще немало отечественных и зарубежных людей-легенд, вклад которых в науку мы чтим и помним, внося в современные учебные планы.

Но их деятельность была бы невозможной без существования ранее сделанных открытий другими новаторами. Отсюда – прямая преемственность знаний, первоочередность чего подчеркнута в Законе об образовании в пункте 1 (подп. 2) статьи 11: преемственность основных образовательных программ входит в группу приоритетных Федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований, обязательных к принятию. Это означает, что в нашей стране школьные программы строятся с максимальным учетом прошлого опыта и знаний, которые передаются следующему поколению.

Я всегда считала: жизнь со всеми ее проявлениями – это динамическое движение вперед, безостановочное и преемственное. Ведь только практика и теория прошлого помогают понять то, что скрыто за пеленой времени. Особенно отчетливо это прослеживается в точных и естественных науках, к которым принадлежит физика. Она не может существовать без весомого вклада минувших лет, которые, двигаясь через настоящее, направлены в будущее.

С моей точки зрения современная школа предоставляет для этого идеальные условия. На грамотное сочетание традиций и инноваций работают все: учителя – профессионалы своего дела, родители – сподвижники правильного воспитания детей, и сами учащиеся – среда новых «всходов», как сказал А. С. Пушкин, «племя младое, незнакомое».

Не отстает и внутренняя атмосфера учебных заведений: в них тепло, комфортно, уютно, психологически приятно и физически безопасно; ученики с готовностью усваивают знания, предоставленные прошлыми поколениями и прекрасно структурированные нынешними образовательными программами. Кроме того, как я считаю, у нас также есть самое главное: стремление к согласованности между потребностями нового и возможностями старшего поколения. В этом и проявляется тот самый тандем преемственности, грамотно адаптированный под условия современной школы.

Я, как непосредственный представитель учебно-воспитательной среды, на которой вырастают следующие поколения ландау, курчатовых и капиц, стремлюсь поддерживать все подходящие условия, внедряя сегодня прошлое ради будущего. С помощью эмпатии, солидарности, чуткости и полученных в свое время знаний культивирую зерна, брошенные в молодые умы. Подталкиваю к сотрудничеству и любознательности. Поддерживаю школьные традиции. Готовлю к восприятию нового, полезного, инновационного.
dle

Подробнее
  • Просмотров: 38
  • Комментариев: 0
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Опрос
Как Вы думаете, какой предмет ЕГЭ сдавать сложнее?
Русский язык
Математика
Физика
Информатика
История
Биология
География
Обществознание
Литература
Иностранный язык

Котовская Екатерина Александровна

© 2017 Котовская Екатерина Александровна
учитель физики МБОУ "Рыбновская средняя школа №2"
При использовании материалов ссылка на источник обязательна
    Контакты
    Адрес школы: 391112, Рязанская область,
    г.Рыбное, ул.Макаренко, д.13
    Мой адрес:kotovskaya.kati@yandex.ru